Окончание (3 часть).
Начало (1 часть) см. здесь.
Продолжение (2 часть) см. здесь.ФУНДАМЕНТ ДЛЯ РАБОТЫ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ЗАЛОЖЕН
Национальная медицинская палата (НМП) во главе с Л.М. Рошалем занимается развитием НМО с момента своей организации в апреле 2010 года. Палата предложила ввести в России, частично взамен очному, дистанционное персонифицированное контролируемое современное последипломное образование. Была задумка сделать его бесплатным и необременительным для врачей, чтобы облегчить доступ к знаниям. В палате сразу же был создан специальный комитет по развитию НМО, и за два последних года разработаны проекты документов, проведены две международные конференции по развитию медицинского образования в РФ. Наряду с российскими специалистами по последипломному образованию активное участие в работе конференций приняли зарубежные коллеги: вице-президент Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) Златко Фрас, президент Ассоциации по медобразованию в Европе (AMEE) Мадалена Патрисио, вице-президент Национального совета медицинских экзаменаторов (NBME) Агата Батлер, руководство Всемирной федерации по медицинскому образованию (WFME) и пр. Опыт этих организаций во-многом помог подготовить проект Концепции развития НМО.
Следует отметить, что сегодня страны Евросоюза имеют единые требования к процессу повышения квалификации врачей. Так, наши коллеги за рубежом должны набрать не менее 250 часов (кредитов) образовательной активности за 5 лет, из них ежегодно - около 50 часов. Это посещение семинаров, конференций, самостоятельное обучение, обучение в симуляционных центрах, участие в мероприятиях по повышению качества медицинской помощи на рабочем месте и др. При этом все образовательные мероприятия и материалы должны удовлетворять установленному набору требований. К тому же в странах ЕС и США активную роль в повышении квалификации врачей играют профессиональные общества по специальностям. Контроль качества обучения по программам осуществляют государство и объединения профессиональных обществ, а образовательные мероприятия проводят на равных как образовательные учреждения, так и сами общества, а также другие аккредитованные организации.
Говоря о приоритетах развития НМО в России, Леонид Михайлович Рошаль подчеркнул, что им должны быть охвачены, в первую очередь, врачи первичного звена, прежде всего - участковые педиатры, участковые терапевты и другие специалисты. По его мнению, должна быть мотивация и у самих врачей к обучению, чтобы "дополнительная нагрузка не была им в тягость. Для этого часть обучения надо организовать дистанционно и в удобное для врачей время. Необходимо также, чтобы обучение для всех врачей оставалось бесплатным".
*********************************************************************************************************************************
"Участие в НМО должно быть бесплатным, удобным и полезным для врача и максимально результативным для пациента"Леонид Михайлович Рошаль.
*********************************************************************************************************************************
В итоге, благодаря совместной активной работе НМП и Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию, возглавляемого ректором Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Петром Витальевичем Глыбочко, был разработан проект Концепции непрерывного профессионального медицинского и фармацевтического образования. Этот документ был представлен П.В. Глыбочко на общем собрании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России в Санкт-Петербурге в феврале 2013 года и был одобрен этим Советом.
=> Таким образом, еще перед началом работы Координационного совета Минздрава по НМО на основе российского и международного опыта был заложен фундамент формирования системы НМО и сформулированы основные принципы его развития.
*********************************************************************************************************************************
Благодаря совместной активной работе НМП и Учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию в итоге был разработан проект Концепции непрерывного профессионального медицинского и фармацевтического образования. В феврале 2013 года документ был одобрен общим собранием Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России в Санкт-Петербурге.
*********************************************************************************************************************************
НЕ РАЗРУШАТЬ, А ВМЕСТЕ СТРОИТЬ
Какие принципы будут заложены в основу развития НМО в РФ? Главный принцип - НМО будет построено на основании партнёрства государственных образовательных учреждений (ГОУ) и профессиональных обществ, а существующая система последипломного образования будет не только сохранена, но и будет развиваться. ГОУ и общества будут совместно разрабатывать образовательные Программы для медицинских работников с тем, чтобы темы взаимодополняли друг друга и не дублировались, а требования к образовательным материалам и мероприятиям были едины. Общее количество часов за 5 лет планируется увеличить до 250 ч с учётом того, что в обучении будут учитываться такие новые виды образовательной активности, как посещение конференций и семинаров, проводимых обществами; самостоятельное обучение; активная деятельность, направленная на улучшение качества медицинской помощи и пр.
Принцип непрерывности образования будет реализован путем равномерного распределения модулей (блоков) Программы по годам. Напомним, что ранее и вплоть до настоящего времени в большинстве случаев врач проходил положенные часы обучения за 1 раз на 5-й год, подгоняемый необходимостью продлевать сертификат специалиста.
Важным принципом станет установление обратной связи с региональными органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья с целью приближения содержания образовательных программ к актуальным потребностям здравоохранения соответствующего региона. Акцент должен быть сделан на снижении наиболее частых причин смертности, заболеваемости, врачебных ошибок. Качество образовательных мероприятий и материалов будет обеспечено путем установления требований к ним и контроля над их соблюдением, в том числе, путем проведения общественно-профессиональной аккредитации в соответствии с законом "Об образовании в РФ".
Обучение будет персонифицировано, а это означает, что каждый работник будет самостоятельно составлять свой индивидуальный план развития на предстоящий год, выбирая из Программы наиболее значимые для него темы. Учет образовательной активности будет происходить в часах, или кредитах (1 ч, как правило, равен 1 кредиту). Вся информация, накопленная работником за 5 лет, будет отражаться в его персональном отчете об исполнении индивидуального плана развития. Этот отчет, благодаря информационным технологиям, будет создан не только на бумаге, но и в сети Интернет. Для этого будет подготовлен специальный портал SovetNMO.ru.
Ключевым моментом развития НМО станет не только возможность получать обучение дискретными (прерывистыми циклами) в ГОУ, но и по месту проживания путем внедрения дистанционных технологий. Самостоятельное обучение также будет учитываться - это и чтение обязательной литературы, журналов, прохождение электронного обучения. Все это позволит оптимально использовать время врача и проводить обучение в удобное для него время и по месту проживания.
Однако прежде, чем внедрять НМО по всей стране, Координационным советом принято решение о проведении пилотного проекта в нескольких регионах, что позволит детально отработать механизмы и возможные риски повсеместной реализации НМО.
ГОТОВНОСТЬ К СТАРТУ - ДО НОЯБРЯ 2013 ГОДА
По планам пилотный проект стартует в конце 2013 года. Все четыре его активных участника: общества, ГОУ, регионы и сами врачи - равноправны.
Профессиональных обществ всего 16, среди них - Российское общество терапевтов, Cоюз педиатров России, Российское общество урологов, Российское общество организаторов здравоохранения, Стоматологическая ассоциация России и др. Регионов - двенадцать: Москва, Кемеровская и Липецкая области, Хабаровский край и другие. ГОУ представлены РМАПО, Первым МГМУ им. И.М.Сеченова и вузами в пилотных регионах.
И, наконец, сами врачи, ради которых и задуман весь проект. В пилоте на добровольной основе будет предложено участвовать врачам, которым необходимо будет продлить сертификат специалиста в конце 2014 и начале 2015 года. В первую очередь, это будут врачи первичного звена и организаторы здравоохранения.
До начала проекта ГОУ и профессиональные общества должны будут разработать образовательные программы; регионы - сформировать списки врачей, обеспечить материально-техническое сопровождение проекта, оснастить рабочие места компьютерами, выходом в Интернет и доступом к электронным информационно-образовательным ресурсам. Координационному совету Минздрава России до старта необходимо будет разработать нормативно-правовую базу проекта и информационный портал, на котором будут размещены программы, а затем и индивидуальные планы развития врачей, а также провести обучение и разъяснительную работу в регионах. Работы до начала еще много, но у участников проекта есть и желание интенсивно работать, и уверенность в успехе.
ЧТО ДУМАЮТ ОБ НМО САМИ ВРАЧИ
Несомненно, проект должен быть не просто принят, но и одобрен самими врачами. И здесь очень важна обратная связь, поэтому на специальном портале SovetNMO.ru будет организован форум, и участникам проекта будет предоставлена возможность дать отзывы, задать вопросы. А пока, до старта мнения врачебного сообщества разные: у кого-то из врачей есть сомнения, а кто-то наоборот давно ждет перемен и возможности повышать квалификацию по-новому. Так, например, врач из Воронежской области беспокоится, а найдут ли они время повышать квалификацию по дополнительным часам: "План-то по выполнению посещений никто с участкового не снимет". Поэтому работодателю необходимо будет предусмотреть специальное время на учебу работника и по месту работы, так как это сегодня уже реализовано за рубежом, и когда-то было у нас в советское время. Представители старшего поколения российских врачей, наверное, хорошо помнят "библиотечный день" один раз в месяц.
=> Работодателю важно понимать, что подготовленный специалист - это гарантия качества медицинской помощи в учреждении, а для этого врачу необходимо создать условия. Тем более, что "удовлетворенность пациента качеством оказанной медицинской помощи" является одним из критериев оценки эффективности деятельности медицинских учреждений и в ближайшем будущем, наряду с другими показателями, будет влиять на уровень оплаты труда и руководителей, и работников.
Другой практикующий врач на одном из профессиональных врачебных форумов предлагает: "Хорошо, если эти усовершенствования каждые 5 лет можно будет проходить он-лайн без отрыва от производства и быть участниками лекций, на которые нас сейчас не отпускают с работы".
*********************************************************************************************************************************
"НМО - несомненно, хорошее дело. Важны и живое слово лектора, и видеоконференции, и телемосты. Очень важен уровень преподаваемого материала. Ведь мы учимся новому, а не вспоминаем старое. Если этот проект будет организован как должно, мы должны получить от него пользу и удовлетворение".
Высказывание участника (врача) одного из медицинских Интернет-форумов.
*********************************************************************************************************************************
Перемены в образовании нужны, это ясно всем. Все, кто работает в отрасли, понимают, что результаты лечения пациентов необходимо улучшать, и что показатели качества и безопасности медицинской помощи в нашей стране не должны уступать среднеевропейским. Только тогда можно получить реальное удовлетворение от работы и вернуть доверие пациентов.
=> Если, как говорят врачи, все пойдет по плану, то по уровню внедрения инноваций в системе повышения квалификации кадров здравоохранение окажется впереди других, более обеспеченных отраслей экономики России.
Авторы:
к.м.н. Г.Э. Улумбекова, председатель Правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, руководитель Комитета по НМО Национальной медицинской палаты,
профессор, д.м.н. А.А. Свистунов, проректор МГМУ им. И.М. Сеченова, заместитель председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.
Источник: "Медицинская газета" № 74 от 2 октября 2013 г.; портал АМИ (Агентство медико-социальной информации
Окончание (3 часть).
Начало (1 часть) см. здесь.
Продолжение (2 часть) см. здесь.